Просмотр отдельного сообщения
Старый 28.08.2007, 23:07   #4625
Келебрин
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Келебрин
 
Регистрация: 16.12.2002
Адрес: Москва
Сообщений: 1,084
Лайки: 1
По первому вопросу.
Если я ни в чем не ошибся, Эльронд впервые появляется в «Набросках Мифологии», в четвёртом томе, уже в качестве сына Эарендэля и Эльвинг (и Полуэльфа): «Their son (Elrond) who is half-mortal and half-elfin,' a child, was saved however by Maidros. When later the Elves return to the West, bound by his mortal half he elects to stay on earth. Through him the blood of Hurin' (his great- uncle) and of the Elves is yet among Men, and is seen yet in valour and in beauty and in poetry. » (HoME vol. IV, The Sketch of the Mythology, часть 17).

В «Квэнта Нолдоринва», в том виде, в котором она была написана изначально (1930-31 гг.), ничего, по сути, не изменилось: «…and with the Elves should those of the race of Hador and Bёor alone be suffered to depart, if they would. But of these only Elrond was now left, the Half-elfin; and [he] elected to remain, being bound by his mortal blood in love to those of the younger race; and of Elrond alone has the blood of the elder race and of the seed divine of Valinor come among mortal Men.» (HoME vol. IV, Quenta Noldorinwa, часть 18) Кристофер Толкин обращает внимание в своём комментарии на то, что не очень понятно, к чему тут упомянуты роды Хадора и Беора – то ли речь идёт (как в поздних текстах) о том, что у Элронда было право выбора в силу того, что он Полуэльф, то ли о том, что такое право было у него в силу принадлежности к родам Хадора и Беора («Is it a (very curious) way of offering the choice of departure to the Half-elven, if he (they) wished? - because the Half-elven had only come into existence in the Houses of Hador and Bёor.» ). То есть, здесь наблюдается та же самая «двоякость статуса» Эльронда: с одной стороны, он принадлежит к роду Хадора и Беора, с другой – всё же, к Смертным не причисляется.
Здесь считаю важным обратить внимание на то, что на тот момент истории Нуменора ещё не существовало ни в каком виде.

Дальше идут тексты нуменорского цикла (1937 г.). В наиболее ранних из них всё так же, как было раньше: появляется Нуменор как убежище для уцелевших Эдайн, а Эльронд живёт на тех землях, что остались от Белерианда.
Но во второй версии того же текста в «судьбе» Эльронда происходит неожиданный скачок: он становится первым королём Нуменора, появляется совершенно новая идея «But Elrond and all his folk were mortal» (HoME vol. V, The second version of The Fall of Numénor). Однако уже скоро Толкин от неё отказывается, у Эльронда «появляется» брат Эльрос, соответствующие изменения вносятся в Историю Падения Нуменора и в Квэнту. Таким образом, идея «смертности» Эльронда у Толкина появлялась, но была преходящей и довольно быстро исчезла. Как на момент написания ВК, так и на момент написания «Хоббита» идеи Толкина относительно Эльронда существенно не отличались от тех, что мы имеем сейчас.


Насчёт второго вопроса Толкин задумывался и сам: «The coming of Men will therefore be much further back. This will be better; for a bare 400 years is quite inadequate to produce the variety, and the advancement (e.g. of the Edain) at the time of Felagund. Men must awake while Melkor is still in Arda? - because of their Fall. Therefore in some period during the Great March.» (HoME vol. X, Myths Transformed, текст II). Учитывая, что Великий Поход датируется 1105-1125 годами Эпохи Древ, получается гораздо больший срок (от конца Похода до первого восхода Солнца прошло 375 Валинорских лет, то есть, больше 3 500 солнечных – таким образом, к моменту встречи Берена и Лютиэн история Людей насчитывала почти 4 тысячи лет).
Но этого мало. Как известно, позже Толкин решил изменить продолжительности Валинорского года. В комментарии 5 к Тексту XI «Преображённых Мифов» Кристофер Толкин пишет: «In notes not given in this book, in which my father was calculating on this basis the time of the Awakening of Men, he expressly stated that 144 Sun Years = 1 Valian … Placing the event 'after or about the time of the sack of Utumno, Valian Year 1100' … a gigantic lapse of time could now be conceived between the 'arising' of Men and their first appearance in Beleriand.» (HoME vol. X). Как воспринимать эти свидетельства (как первое, так и второе) – дело Ваше, но всё же (ИМХО!) некоторые вещи в «Преображённых Мифах» делают их крайне спорным и ненадёжным источником…
__________________
«And it seems to the fairies and it seems to me who know that town and have often trodden its disfigured ways that autumn and the falling of the leaf is the season of the year when maybe here or there a heart among Men may be open, and an eye perceive how is the world's estate fallen from the laughter and the loveliness of old. Think on Kortirion and be sad - yet is there not hope?» J.R.R. Tolkien

Последний раз редактировалось Келебрин; 28.08.2007 в 23:21.
Келебрин вне форума   Ответить с цитированием