Просмотр отдельного сообщения
Старый 03.09.2004, 08:25   #6199
Dietrich
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Dietrich
 
Регистрация: 02.02.2004
Адрес: at the chariot of Abracsas
Сообщений: 1,929
Лайки: 0
Мальва,

Цитата:
Первоначальное сообщение от Мальва Неперечь
Если исходить из того, что творчество - это порождение чего-то нового, чего раньше не было, каким образом в это определение вписывается слэш? Если в основе его лежит копирование и отыгрывание канона. Это игра, а не творчество. Это совершенно разные вещи.
Да, Н. Бердяев в книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» утверждал: "Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося. Творчество предполагает ничто, μή ον (а не ουκ ον). И этот меон есть тайна изначальной, первичной, домирной, добытийственной свободы в человеке. Тайна творчества и есть тайна свободы." Это все правильно. Только есть один нюанс - книга была написана почти 100 лет назад, а за это время многое меняется. В частности, с широким распространением такого явления, как фанфикшн, целесообразно говорить и о таком виде творчества, как творчество трансформационное - от слова "ТРАНСФОРМАЦИЯ", означающего "преобразование, изменение вида, формы, содержания, существенных свойств чего-либо".
Одной из важных особенностей творчества вообще, и трансформационного творчества в частности, является существование определенной системы инвариантов для этого творчества, того, что остается неизменным (или частично неизменным) в ходе процесса творчества. Понять неизменную часть творчества - означает выделить изменяемую часть творчества, научиться всецело владеть и управлять изменяемой его частью, знать границы, возможные ограничения. В конкретном случае - чётко установить рамки, границы того самого канона - изначального авторского замысла.
Далее. При создании любого текста возникает своебразный ряд - "изначальный авторский замысел - реальное выражение его на страницах книги ("Мысль изреченная есть ложь!" Тютчев) - восприятие авторского замысла, выраженного через изреченные мысли, читателем через призму собственного сознания". Здесь установить четкие рамки канона не представляется возможным, так как мы имеем дело с двойным искажением первоначального. Уже во втором звене этой цепи в подавляющем большинстве случаев наличествует искажение - пусть и крайне незначительное (потому что на 100 % передать через слово свои ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ чувства и мысли, которые, в свою очередь, изменяются со временем и начинают отличаться от тех, что были "До начала изменения", - задача крайне трудная, практически невозможная), так что же говорить про третье звено? Оно отстоит от первоначального замысла - канона - еще дальше и исключительно субъективно, то есть не истинно. (Если за истину здесь брать тот самый первоначальный замысел автора.) Таким образом, любое восприятие чужого творчества прежде всего основано на ИГРЕ. Игре воображения, лозунг которой "Я так вижу (воспринимаю, чувствую)".
Какое отношение имеет игра к творчеству вообще? Действительно ли это разные вещи?
Если рассматривать саму суть игры, то несмотря на наличие правил, в ней есть и ИМПРОВИЗАЦИЯ - создание, сочинение чего-либо в момент исполнения, нового по отношению к стандартной ситуации игры. А это - один из признаков творчества.

Г. Гессе «Игра в бисер»:
"...Эти правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую
разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые
разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или
музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы
чуть ли не всех наук. Игра в бисер -- это, таким образом, игра со всем
содержанием и всеми ценностями нашей культуры, она играет ими примерно так,
как во времена расцвета искусств живописец играл красками своей палитры.
Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными
человечеством в его творческие эпохи, всем, что последующие периоды ученого
созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием, всей этой
огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на
органе, и совершенство этого органа трудно себе представить -- его клавиши и
педали охватывают весь духовный космос, его регистры почти бесчисленны,
теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести все духовное
содержание мира. А клавиши эти, педали и регистры установлены твердо, менять
их число и порядок в попытках усовершенствования можно, собственно, только в
теории: обогащение языка Игры вводом новых значений строжайше контролируется
ее высшим руководством. Зато в пределах этой твердо установленной системы,
или, пользуясь нашей метафорой, в пределах сложной механики этого органа,
отдельному умельцу Игры открыт целый мир возможностей и комбинаций, и чтобы
из тысячи строго проведенных партий хотя бы две походили друг на друга
больше чем поверхностно -- это почти за пределами возможного. Даже если бы
когда-нибудь два игрока случайно взяли для игры в точности одинаковый
небольшой набор тем, то в зависимости от мышления, характера, настроения и
виртуозности игроков обе эти партии выглядели и протекали бы совершенно
по-разному."

PS Весь мир - игра, и все мы играем в игры, которые диктует нам наше социальное положение, мы играем в писателей, пользователей инета, мы играем по порой довольно жёстко заданным правилам-канонам-законам (или протестуем против этих правил) и одновременно импровизируем, то есть продолжаем творить...

Последний раз редактировалось Dietrich; 03.09.2004 в 08:41.
Dietrich вне форума   Ответить с цитированием