Просмотр отдельного сообщения
Старый 03.06.2003, 15:14   #34
Swordfish
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Swordfish
 
Регистрация: 16.01.2003
Сообщений: 2,211
Лайки: 2
Толкинисты. Ник Перумов.
Несколько слов, а уже сколько смысла. Они его не любят, он к ним уже никак не относится.

Он – бывший их, переводивший самостоятельно оригиналы, он - прочитавший все работы Профессора, приобретший на Западе даже редкое издание черновиков Толкина, он как размышление на тему, написавший продолжение великой саги. Он – сейчас знаменитый российский писатель.

Они – самые разные люди, самых разных возрастов и профессий, но чаще всего филологи и журналисты, поклонники творчества Толкина, живущие с цитатами из «Властелина Колец» и свободно цитирующие сложно выговариваемый даже на русском, «Сильмариллион». Они - знающие, кто такие Нолдор, и могущие в экстренных случаях изъясняться на квэнди. Они – самое знаменитое и сильное сообщество поклонников писателя в мире.

Как-то раз, агрессивно настроенная компания «молодых» решила наказать «отступника», и за продолжение любимой книжки собрались побить его деревянными мечами.
Он – писатель – отбился от четверых «толкинутых» и дал кому-то сдачи.
Непонимание свободы творческой мысли юными толкинистами было налицо.

Но это всё было, и было довольно давно. Теперь уже, это было находится в начале далёких 90-х. Тогда на литературный рынок свободно хлынули произведения западных грандов, детективы Чейза скупались десятками томов – про старушку Агату Кристи все давно позабыли, вспоминая только на уроках английского языка в спец-школах – а на Родину окончательно пришёл жанр «фэнтэзи».

Давать ему определение бессмысленно. Откуда оно – фэнтэзи - появилось и почему? То ли это производная от фантастики, то ли от народных сказок, то ли просто плод недомыслия и лени фантастов, которым надоело придумывать космические корабли – неизвестно.
Просто родился новый жанр литературы. Перечислять авторов- мастеров нет смысла – есть все основания гордиться 20-м веков не только за изобретение танка, но и за рождение нового литературного направления.

Фэнтэзи читают в основном в крупных мегаполисах. Из этих каменных и бетонных трущоб особенно приятно вырваться в прохладные эльфийские леса, сразиться с врагами рода человеческого ни на жизнь, а на смерть и спокойно без излишнего надрыва классической литературы подумать о вечном.
Говард, Льюс, Толкин – родоночальники – первопроходцы и герои современной городской прозы – гигантского пласта мировой литературы.

В СССР фэнтэзи проникало сложно. Причины известны, и называть их не стоит. Скажу лишь, что лично прочитал Толкиновского «Хоббита» в мягкой обложке, на английском в первый раз, и то в адаптированном варианте, предназначенном для учащихся лингвистических ВУЗов. Кажется, так было написано, на предпоследней странице.

«Властелин колец», а позднее для особо увлекающихся и терпеливых «Сильмариллион», ударили в голову тысячам бывших советских граждан. Ленинградское издательство «Северо-Запад» выпускает в мягких переплётах хорошие переводы «Властелина». Каждый том ждут с нетерпением, и купить третий том – завершающий - иногда невозможно. Знаю по личному опыту. В то, моё время, спасает положение и души страждущих «Азбука», подарившая Москве неказистое издание последней части Великой Саги.

Появляются «Хоббитские игры». Они проводятся часто, иногда стихийно, иногда спонтанно, иногда организованно, а в Москве за Нескучным Садом прочно закрепилась слава места ИХ сбора .
Даже сейчас нет-нет да и пройдёт по Нескучным буеракам молодой паренёк, увешанный деревянным кинжалами и мечами. Теперь уже не страшно и не удивительно.

После волны повального увлечения западной фэнтэзи. Становится понятным, что отечественный писатель ничего такого отродясь не сочинял. Стругацкие уже перешли на социальную фантастику и их волшебников из НУИНУ, или даже Будаха, никак не сравнить с Гендальфом и Саруманом.

И тут на прилавки, с легендарным вензелем «Северо-Запада» вываливаются два большущих тома «Кольца тьмы». Изначальное название «Нисхождение тьмы». Первое издание в «Кавказской литературе», а потом уже в «Западе».
Книги раскупаются моментально. Имя Ник Перумов становится легендой.

Писателя никто не видел. Помнится, что одни говорят, будто он пожилой и дряхлый старец, другие – наоборот, простой, скромный молодой человек. Оказалось, что правы последние. Перумов молод, он по образованию микробиолог, живёт в Ленинграде.

Недостатков в его «продолжении» толкинисты находят массу. Некоторые принимают произведения Перумова, некоторые в прямом смысле точат мечи. Это позднее писатель подведёт итог спорам и, устав повторять, напишет большую статью «Кольцо Тьмы – 10 лет спустя», где чётко и ясно напишет, что он не намеревался «продолжать» повествование, он «полемизировал» с Профессором. Ему не нравилось чёткое деление на белое и чёрное и не по душе увиденная им вместо некогда пленявшего ум и душу романа, католическая проповедь.

Но, что ни говори, а «Кольцо тьмы» есть. Более того, оно периодически переиздаётся, и на фоне последних работ писателя Перумова выглядит иногда даже более достойно.
«Адамант Хенны» – это последняя книга «полемики», из неё герои «Кольца» попадают уже в собственный мир Перумова, покидая Средиземье Толкина, оказываются в Хьёрварде. Некоторые поклонники Перумова (как и я) не очень воспринимают «Адамант», а полностью переключаются на «Гибель богов» – на хроники российского фэнтэзийного мира – Хьёрвард.

«Гибель богов» по признанию самого автора (сайт писателя живёт и процветает)– это простое боевое фэнтэзи. Там, действительно, титанические сражения, огненные шары и волшебные «стингеры» - диски-Ямерта.

Богов в итоге свергают, ну, а следующим значительным циклом становятся «Хранители мечей».

«Алмазный меч. Деревянный меч» вызывает шквал гневной критики. Так зло и цепко ещё никто не писал. Со страниц двухтомника льются не только потоки человеческой и прочей крови, но и водопады жутко описанные, почти до физического ощущения, злости и ненависти человекоподобных существ друг у другу. Однако это - бестселлер, читающийся на одном дыхании, и Ник Перумов может теперь смело называть себя флагманом отечественной фэнтэзи, но он этого не делает, и тихо работает за границей, занимаясь непосредственно своим первым призванием – микробиологией.

Последующие романы Перумова это уже, кажется, и не фэнтэзи в чистом её виде и не фантастика – «Череп на рукаве» вышел в прошлом году.
Складывается впечатление, что это уже нечто иное, некая «социальная фэнтэзи». Эзопов язык был популярен раньше, а сейчас уже 21 век, а признанный многими пророческим фильм «Звёздный десант» провалился в прокате.

Лично мне всегда нравится Ник Перумов, и тот слог, которым написано было «Кольцо Тьмы» только доказывает, что автор писал для себя. Так не начинают карьеру писателя пусть и в бурные 90-е. Мало кто приходит в издательство с двумя толстенными рукописями, обычно начинают с небольших рассказов, а тут такой масштаб и на кого руку то поднял. Но я искренне рад, что молодой микробиолог Перумов дошёл тогда до издательства.

P.S.
Хочу обратить внимание, что ЭТО НЕ СТАТЬЯ, а просто моё личное мнение поклонника писателя, высказанное на тему «Ник Перумов».
С уважением к Нику Перумову и участникам форума Хеннет-Аннун, Swordfish. 03.06.03

Последний раз редактировалось Swordfish; 03.06.2003 в 15:27.
Swordfish вне форума   Ответить с цитированием