Просмотр отдельного сообщения
Старый 10.08.2023, 19:28   #9499
Yar
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Yar
 
Регистрация: 16.12.2012
Адрес: Берлин, Германия
Сообщений: 1,604
Лайки: 1,321
Заметки композитора Беара МакКрири о седьмом эпизоде первого сезона "Колец Власти" в сжатом пересказе.

Эпизод 07 “Око” ("The Eye")



Для композитора "Око" получился самым мрачным эпизодом сезона. Серия проходит на минорной ноте, полна горьких утрат, разрушений, боли. Персонажам, тем не менее, удается пройти испытания на стойкость и верность друг другу, не пасть духом окончательно.

В самом начале эпизода покрытая пеплом Галадриэль открывает глаза и оглядывается в красном аду: басы исполняют тему Саурона, а затем на смену мужского хорала выходит женское соло. Возможно, впервые на экране именно женский голос выпевает слоги черного наречия.



1. Галадриэль и Тео (Galadriel and Theo)

Воительница берет ошеломленного юношу под свое крыло, и вместе они путешествуют по выжженной местности. Композитор отмечает, что он подкрепил вездесущий пепел и дым столь же всепроникающим музыкальным “туманом”, созданным звуками “орочьих” свистков и флейт. Этот музыкальный цвет усиливает визуальное впечатление: орки превратили Южные Земли в свою собственную ”адскую среду обитания“.

Тем не менее, скандинавские скрипки, характеризующие тему Южан, не умолкли. "Несмотря на то, что их земля была опустошена, партитура уверяет нас, что южане еще до конца не сломлены“.



В более поздней сцене Тео узнает из рассказа Галадриэли о ее пропавшем без вести муже Келеборне. Звучит ностальгическая сольная арфа для темы Галадриэли, тоскующей о любимом, но в музыке "отсутствует настоящая мелодия", тем самым, по мысли композитора, Галадриэль будто бы "потеряла существенную часть себя".



Несмотря на тоску по любимому и трагизм минувших часов, Галадриэль приободряет Тео («В этом мире действуют силы вне пределов тьмы»). Оркестровые виолончели предлагают лирическую версию темы дочери Финарфина. “В такой момент я хотел подчеркнуть едва-едва ощутимое божественное присутствие как некоторое предвидение плавного превращения [эльфа-воительницы] в мудрую зрелую Госпожу Света, которую мы встретим позднее в оригинальных книгах и адаптациях Питера Джексона. В музыкальном плане этот отрывок похож на луч солнца, пробивающийся сквозь тучи”.

Солнечный свет присутствует недолго, звучат минорные аккорды, когда Галадриэль признается: она пока не может усмотреть какой-либо божественный замысел в их отчаянной ситуации.

2. Нуменорцы

Тема Нуменора и Тема Верных, две основные музыкальные темы, связанные с этой островной нацией, играют ключевую роль в эпизоде «Око»: будь то сцена вызволения выживших из-под обвалившихся и обуглившихся домов или сцена отступления нуменорцев и южан по запорошенному пеплом лесу.



Побежденные, но выжившие объединяются и бредут вперед, Элендиль среди них. Он ищет в колонне отступающих пропавшего сына. Соло валторны напоминает нам о благородстве отца Исильдура, МакКрири говорит о “торжественной сдержанности”. Когда партитура достигает воодушевляющих аккордов, Элендиль ошибочно принимает молодого солдата за сына, и звучат диссонирующие низкие струнные.

Надежда вновь вселяется в Элендиля, когда он слышит о возвращении королевы-регентши Мириэль. Настойчивая восходящая музыкальная линия закручивается в нескольких октавах в оркестровых струнных: Элендил снова ищет сына среди новоприбывших выживших. “Неземное соло флейты отражажает эту надежду, звук будто бы танцует где-то наверху”. Но мгновение спустя темные аккорды становятся диссонируют с еще большей ожесточенностью: Исильдура здесь нет. «Где мой сын?», обреченно спрашивает Элендиль, и валторны возвращаются с его темой Верных в сопровождении женского хора, вызывающего трагические предчувствия. МакКрири признается, что “Ллойд Оуэн, который играет Элендиля, привнес в эту сцену разрушительную серьезность, и я чувствовал, что все, что мне нужно сделать, это держаться подальше от него”.

Обнаружив, что Мириэль ослепла, зритель слышит тревожные струнные аккорды, которые появляются и резко исчезают. Это один из любимых драматических приемов в партитуре МакКрири: "все важные драматические устные откровения должны происходить в моменты музыкальной тишины, в промежутках между музыкальными фразами. Здесь музыка только акцентирует диалог. При правильном исполнении этот прием приглашает слушателя составить собственное мнение об откровении и освобождает от диктата интерпретации, навязанной музыкальным сопровождением“.

Тема Верных играет в полную силу в сцене в нуменорском лагере, когда охваченный горем Элендиль отпускает на волю лошадь пропавшего сына. "Сольная валторна, когда-то играя с царственной знатностью, здесь подчеркивает глубокую скорбь родителя". Затем скрипки и альты, поддерживаемые богатой оркестровой основой, берут на себя тему Верных, и "она парит над горами, когда Берек мчится прочь от лагеря".

Галадриэль воссоединяется с Мириэль и Элендилем. Ослепшая королева-регент сидит на камне, на глазах повязка. Первая половина сцены подчеркнута темными задумчивыми аккордами, подчеркивающими яростный гнев Элендиля по отношению к Галадриэль. Но Мириэль протягивает руку, чтобы коснуться лица Галадриэль, и “внезапно в партитуре появляется ангельский женский хор и дрожащие скрипки, а сверху энергично танцует хрупкое соло флейты”.



“Музыка полна напряжения, воздух наэлектризован! Партитура, вдохновленная Дебюсси и Равелем, дополняет мой любимый поворот в эпизоде, когда Мириэль разговаривает с Галадриэль: «Не трать на меня свою жалость, эльф. Сохрани это для наших врагов, потому что они не знают, что они начали».

“Вторя этим волнующим словам, мы вспоминаем о могуществе Нуменора. Возвращаются знакомые ближневосточные барабаны и низкие струнные. Когда Мириэль поднимается вверх, тромбоны и валторны предлагают триумфальное и угрожающее заявление” - гимн ее страны, “предвещая грядущие эпические события.” И только на миг фанфары партитуры замолкают - для эмоционального кадра с плачущим Элендилем.



3. Южане

Тео заходит в нуменорский лазарет в поисках своей матери Бронвин. Среди убитых и раненых Тео натыкается на саван, покрывающий тело женщины. Его страхи переданы через запоминающийся сольный вокал Раи Ярбро, поющей на квенья:

Quenya:

Sercë, talandas, ar unqualë



English:

Blood, sadness, and agony

/ Кровь, горе и агония /




Но мать жива, звучит характерный для музыкальной темы Бронвин английский рожок. Тема расширяется торжествующими валторнами, когда входит Арондир, подчеркивая его уникальную медную вариацию их общей темы. Поначалу романтическая музыка Бронвин и Арондира перестает рамки “музыки влюбленных” и превращается в тему семьи и дома.



Жив и Халбранд, пускай раненый и окровавленный. Король Южных земель выходит из шатра, народ приветствует полуживого властелина: рваные чеканные цимбалы, скандинавские инструменты привносят в музыку благородную, пусть и не столь пышную (как в Нуменоре) реальность Южных земель. Одновременно царственные, теплые медные духовые поддерживают мелодию с оркестровой мощью, достойной короля. Тео поднимает меч, подаренный Галадриэль. Да здравствует Король!




4. “Роща” (The Grove)

Тема Незнакомца возвращается в загадочной вариации, когда он пытается использовать свои силы, чтобы оживить пострадавшее дерево. Необычные гармонии колоколов гамелана поддерживаются хором и струнными. К сожалению, желание помочь чуть было не закончилось трагедией.

Композитор отмечает гармоническую двусмысленность Темы Незнакомца: “его музыка одновременно и счастлива, и грустна, и с каждым гармоническим изменением тема колеблется между двумя эмоциями”.





Кульминационный мажорный аккорд его темы звучит в сцене, когда Незнакомец тянется за яблоком, предложенным Эланор.



Незнакомец грустно смотрит на Нори, понимая, что это действительно прощание. “Партитура вздыхает с угрюмым остинато, в резонансных тонах колокольчика гамелана и соло бас-кларнета, который добавляет пронзительный колорит, вдохновленный Бернардом-Херрманном. Сцена заканчивается мрачными музыкальными оттенками, выражающими печаль и конечность. Надежда, предлагаемая кульминационным мажорным аккордом его темы, потеряна”.

Интересно, что в следующей сцене подавленная Нори (обычно бодрая и энергичная) озвучивается в несвойственной ей минорной манере: характерный для нее ирландский вистл впервые играет жалобную вариацию темы Эланор. Но не время унывать! На следующее утро харфуты обнаруживают, что роща волшебным образом восстановлена и полна яблок — благодаря вмешательству Незнакомца! Это радостное событие сопровождается воодушевляющим исполнением темы Харфутов со всеми ее культовыми музыкальными чертами: размером 11/8, деревянной перкуссией, западноафриканскими балафонами, рамочным барабаном бодран и волынкой.

5. Мистики

Появление недоброй троицы, испепеляющей лагерь харфутов в эпизоде “Око”, дало возможность МакКрири расширить их тему: помимо характерного шепота был добавлен необычный рисунок арфы, их зловещая тема обретает мелодичность.





6. Мифрил

В сцене препирательств Дуринов Король предостерегает сына последствиями от работ в мифриловых шахтах, и в этот момент вступает зловещая вариация этой темы - женский хор в сочетании с скрипками в манере sul tasto (“у грифа“ - то есть со смычком, находящимся над грифом, для получения мягкого тонкого тона).





Позже Элронд входит в дом Дурина и Дисы в сопровождении элегантной сольной валторны, исполняющей тему Дурина. Валторна действительно солирует, все другие инструменты молчат - так подчеркивается уязвимость Дурина. Король-Отец не поможет. Эльф прощается со своим другом, «Намариэ». Хор поет нежный рефрен, начинающийся с этого слова, под тему Элронда:

Quenya:

Namárië, namárië, vanyalyë an-már 

Airëa kala, lámina fra kala, telpë amdir



English:

Farewell, farewell, you depart for home

Blessed light, echoing eternal light, silver hope

/ Прощай, прощай, ты отправляешься домой,
Благословенный свет, отражающий Вечный свет, надежда из серебра /




После того, как Элронд уходит, Дурин падает за стол, мрачно-трагическая вариация его темы вплетается в звуковую структуру оркестровой виолончели. Он отбрасывает мифрил, и кусочек оказывается рядом с почерневшим листом дерева из Линдона. Черная зараза на листе пропадает! Трагедия превращается в интригу. Тема мифрила, построенная на закрученных струнных и стаккато приглушенных медных духовых, завершается героической медной вариацией темы Дурина, предвещая его решение бросить вызов отцу и помочь другу.

Позже, в шахтах, Элронд и Дарин отдыхают от утомительного копания, и музыка тоже отдыхает от тяжелого драматизма эпизода. Здесь музыка предлагает игриво-веселую вариацию темы Дурина, которую композитор находит “бесконечно милой”. Затем его тема постепенно переходит в задушевную вариацию, когда Дурин предлагает сообщить Элронду свое тайное имя. “Сцены с этими двумя персонажами чередуются то задушевными разговорами, то игривым сарказмом, всегда сохраняя эмоциональную достоверность. И тема Дурина буквально следует за персонажами, по мере необходимости колеблясь между длинными лирическими проигрышами и комичными музыкальными фразами”.

7. Король и Принц

Задушевный разговор Дурина III со своим сыном сопровождается медленными параллельными квинтами в оркестровых виолончелях и басах. Заходит речь о маленьком слабом младенце Дурине, выжившем благодаря заботам Короля, и к параллельным квинтам присоединяются оркестровые альты. Момент усиливается тонкими нотами арфы, исполняющей редкую - колыбельную - вариацию темы “Кхазад-дум”.

Начинается противостояние Отца и Сына: сольная виолончель (музыка Короля) соединяется с эмоциональной, лирической мелодией темы Дурина IV (музыка Принца), аккорды становятся все более и более диссонирующими на протяжении всей сцены.



Кульминация: Король лишает сына титулярной эмблемы рода, бросив ее оземь, и покидает сцену. Играет грустно-торжественное изложение темы “Кхазад-дум” - “траурный марш”. МакКрири немного проговаривается по поводу драмы для дальнейших сезонов: “из-за этого конфликта могучее величие темы “Кхазад-дум” оказывается омрачено и, возможно, навсегда”.

8. Принц и Принцесса

Ближе к концу эпизода принц Дурин объясняется со своей супругой Дисой. Интересный контраст: жена пытается зарядить Дурина оптимизмом, обещанием править вместе, но партитура предлагает зловещий вокал басов на кхуздуле:

Khuzdul:
Uzn aya gabil dûm
Mêshard-u kibil, dahaqh uzn-u
Mêshard-u kibil, dahaqh uzn-u
Dahaqh uzn-u

English:
Shadow upon the great halls
Promise of silver, centuries of shadow
Promise of silver, centuries of shadow
Centuries of Shadow

/ Тьма в великих чертогах
Обещание серебра, столетия мрака
Обещание серебра, столетия мрака
Столетия мрака /




Вступает одинокая виолончель, добавляя “царственности” теме принца Дурина, намекая на его будущие притязания на трон:



9. Мордор

Когда Адар с орками осматриваются на захваченной территории и размышляют над новым топонимом для выжженной земли, играет тема “Адар” с характерной комбинации японской сякухати и китайской флейты дицзы. Композитору нравится ощущение, будто музыка “пробирается сквозь дым”. Мелодию флейт поддерживают барабаны, задавая ритм.

Когда на горизонте проглядывается вершина Ородруина, тему “Адар” сменяет “струнный шквал” - остинато “Саурон”. “Стена тромбонов, валторн и ревущих труб пронзает партитуру с диссонирующей и ужасающей силой”. Хор на черном наречии скандирует:

Black Speech:
Daghburz, makha gulshu darulu

English:
Mordor, where the shadows lie

/Мордор, где вековечная тьма /




***

Разбор саундтрека для предыдущих эпизодов:

Эпизод 06 ⟨·⟩ Эпизод 05 ⟨·⟩ Эпизод 04 ⟨·⟩ Эпизод 03 ⟨·⟩ Эпизод 02 ⟨·⟩ Эпизод 01
Yar вне форума   Ответить с цитированием
Yar получил(а) за это сообщение 3 лайков от: